Игры в адаптационный период

Игры в адаптационный период

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.
Игра «Пришел Петрушка».
Материал: игрушка Петрушка, погремушка.
Взрослый приносит погремушку, рассматривает ее с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушкой, радуются.
Выдувание мыльных пузырей.
Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).
Игра «Солнышко и дождик»
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Взрослый говорит :«На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Игра «Солнечные зайчики».
Материал: маленькое зеркальце.
Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!»
По сигналу «Лови зайчика» дети пытаются его поймать.
«Забава с увеличительным стеклом».
Материал: Увеличительное стекло.
На прогулке взрослый дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно привлекает внимание малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли, нет ли там насекомых. Игра развивает наблюдательность.
«Под зонтом».
Материал: Яркий зонт.
Взрослый показывает детям яркий зонт и говорит : «Ой, кажется, дождик капает. (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее бегите ко мне под зонт! Вот как хорошо. Все спрятались под зонт… Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь под зонтик. Игра повторяется несколько раз, важно создать радостное, веселое настроение у детей.
«Мы топаем ногами».
Взрослый вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
Мы крутимся кругом.
Через некоторое время взрослый говорит: «Стой!». Все останавливаются. Игра повторяется.
«Огуречик – огуречик…»
Взрослый (ловишка) находится на одном конце площадки, а дети – на другом. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Взрослый говорит:
Огуречик – огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет.
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а взрослый их догоняет.
«Покружимся»…
Материал: два игрушечных мишки.
Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится в ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
«Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь.
И на землю повалюсь!»
«Прогулки по очертаниям разных фигур».
С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Взрослый показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Он берет малыша за руку. Идет вместе с ним и поет на любой мотив: «мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля …мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем взрослый пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру…
Игра способствует развитию представлений о предметах.
«Прятки».
Материал: дудочка.
Взрослый просит ребенка спрятаться. Ребенок прячется. Взрослый ходит по комнате и «не может» найти ребенка. При этом он поет:
Я по комнате хожу,
Сына я не нахожу.
Ну куда же мне идти,где сыночка мне найти?
Надр дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат , прибегут
И со мной плясать пойдут!
Взрослый достает дудочку и играет. Ребенок выбегает и они вместе танцуют.
Игра «Хоровод».
Взрослый держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривя:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы докружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
«Делаем коллаж».
Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями воспитателя, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Игра способствует развитию творческих навыков.
Книжка – гармошка «Гусеница».
В такой книжке-гармошке можно разместить любые фотографии, рисунки, а можно изобразить на каждой странице по одной операции последовательности одевания или раздевания ребенка. Такую книжку также можно класть в кармашек ребенка, когда он идет в детский сад.
Детям очень нравятся книжки, контуры страниц которых вырезаны в форме какого-либо животного, домика, любого знакомого ребенку предмета.
Для сенсорного развития детей при оформлении книжки можно использовать различные материалы: кусочки ткани, нитки, поролон и др. Например, если на картинке изображена девочка в домике, то к страничке можно приклеить покрывальце на кровать из бархатной бумаги, занавески из шелковой ткани, коврик из наждачной бумаги или приклеенных одна на другую спичек, волосы девочки «нарисовать» из пряжи или поролона, глаза – из пуговиц и т.д.
«Вместе весело шагать … из детского сада»
Забирая ребенка из детского учреждения, поинтересуйтесь, как он провел день, чем занимался, что ел, с кем играл и в какие игры. Расскажите, что вы скучали без своего сыночка (дочки) и целый день думали о нем. Вы дадите понять ребенку, что интересуетесь его делами, радуетесь каждому достижению и огорчаетесь при неудаче. Докажите, что вы – самый лучший друг для Вашего малыша и бесконечно любите его.

Потешки для формирования навыков самообслуживания
ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ МАЛЫШЕЙ

Вот и время для обеда,
Значит нам за стол пора.
Прекращается беседа,
Прекращается игра. Платье, скатерть не марай,
Рот салфеткой вытирай.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка
Чтоб она была видна
Все съедаем до конца. Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу?
Забыли.

Каша вкусная дымится.
Маша кашу есть садится.
Очень каша хороша.
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложку,
Съем понемножку. Быстро ешьте, поправляйтесь.
Быстро силы набирайтесь!
Чтоб ни волк и не медведь
Не могли вас одолеть.

Каша из гречки.
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела.
Чтоб, Оленька съела! Если так держать, то с ложки
Будут падать капли, крошки.
Так держите, детки, ложку. (показать)
Набирайте понемножку!

Если будут малыши
Кушать кашу от души
Станут сильными,
Красивыми и умными они. Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко! Каша вкусная дымится,
сынок кашу есть садится,
очень каша хороша,
ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой, ели понемножку.
Кто у нас любимый самый? – ложку первую за маму,
А вторую за кого? – да за папу твоего,
За кого же третью ложку? – за веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Ай – тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
затеем оладушки,
Испечем блинка
Покормить сынка! Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Кто пьет молоко,
Тот и скачет высоко.

Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили. Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.

В ВАННОЙ

На заре в лесу спросонок
умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.  Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. Кран. Откройся!
Нос. Умойся!
Мойтесь Сразу, Оба Глаза!
Мойтесь Уши, Мойся Шейка!
Шейка, мойся Хорошенько!
Мойся, Мойся, Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!!!

Льется чистая водица.
Мы умеем чисто мыться.
Вот так, вот так
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше. Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!
Миша, мой лицо и шейку
Мойся мылом хорошенько,
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай. Мыль ладошки понемножку.
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Вова любит чисто мыться.
Он болезней не боится.
А закончил умываться,
Надо сухо вытираться! Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой!
Если ты не любишь мыться,
То не вырастешь большой.

Каждый день я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Мойся мыло,
Не ленись, не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею

Буль-буль-буль журчит водица.
Мы умеем чисто мыться.
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щеки не забыли,
Вот мы чистые какие! Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется. Мы теперь перед едой,
Руки вымоем водой

Аккуратные зайчата  (Г.Лагздынь)
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
****
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
Потешки для укладывания спать, для подъема
****
Ходит сон близ окон, бродит дрема возле дома
И глядят – все ли спят?
****
За горою паучок
Спать улегся на бочок,
Зайчики по норочкам,
Птички все по гнездышкам,
Наша деточка в кровати,
Все ложатся отдыхать.
****
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
****
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
****
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
****В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
****
Баю-баю-баю,
Доченьку качаю.
Доченька устала.
Целый день играла.
****
Ну, довольно веселиться,
Надо Кате спать ложиться.
Катя, глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай!
****
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай!
Белолапа не скули
Мою Таню не буди.
****
Медведь Ирина Токмакова
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь.
****
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка
Спи, Андрюша, сладко.
****
Снял Зайчишка тапки,
Чисто вымыл лапки.
Съел морковку и в кровать.
Будет зайка крепко спать!
****
Наступила ночка
Ты устала, дочка,
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора.
****
Тише, тише
Тише, тише
Тихий, тихий час!
И у кукол, и у мишки
И у нас!
****
Потянулись, потянулись!
Поскорей, скорей проснулись!
День настал давным-давно.
Он стучит в твое окно.
****
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки,
Где игрушечки, погремушечки
****
На лугу цветы проснулись,
Мы в кроватках потянулись.
****
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром, с новым днем.
Вот как славно мы живем