Адаптация ребёнка к детскому саду

Когда и зачем начинать готовиться к детскому саду

Для родителей естественно волноваться, когда они готовятся отдать малыша в детский сад. Быстро ли он адаптируется? Будет ли плакать при расставании с мамой или папой? Понравится ли ребенку воспитательница и сможет ли он подружиться с другими детишками? Эти и другие вопросы становятся поводом для множества переживаний и сомнений.
Конечно, в вопросе адаптации к детскому саду все индивидуально, и нельзя с точностью дать ответ, как примет такие перемены в жизни именно Ваш ребенок. Но в силах каждого родителя помочь малышу легче привыкнуть к новым условиям и новому режиму. Именно поэтому правильная подготовка ребенка к детскому саду становится важной задачей для мамы и папы.

Трудно назвать идеальный возраст для начала посещения детского сада. Многое зависит и от индивидуальных особенностей развития ребенка, и от возможностей конкретной семьи, и от наличия мест в государственных дошкольных образовательных учреждениях. Но вне зависимости от того, в 1,5 или 4 года Ваш малыш впервые отправится в детский сад, готовиться к этому событию нужно заранее. Начните подготовку за несколько недель, а лучше месяцев. Например, если ребенок должен пойти в садик с сентября, можно приступить к обсуждению этой темы с ним уже весной.

Стоит ли тратить время и действительно ли так нужно заранее настраивать малыша на перемены, учить его новым навыкам? Для поступления в детский сад от ребенка никаких особых умений не требуется. Малыши быстро учатся новому, а воспитатели всегда придут на помощь. Но все же ребенку будет более комфортно, если он будет хотя бы в общих чертах знать, что такое детский сад и как он там будет проводить время. А навыки социального взаимодействия и самообслуживания помогут избежать многих неприятных ситуаций. Важно, чтобы ребенок был позитивно настроен на посещение детского сада, не стеснялся обращаться за помощью к воспитателю и был готов к общению со сверстниками.

7 полезных советов по подготовке к детскому саду

Создаем позитивный образ детского сада. На первом этапе подготовки просто и доступно расскажите малышу, что такое садик. Постарайтесь вести беседу в нейтральном ключе, не формируя отторжения или завышенных ожиданий. Начать можно с того, что детский сад – это место, где вместе проводят время много ребятишек. Расскажите, что малыши там играют, едят, гуляют, у каждого есть свой шкафчик и отдельная кроватка. Не забудьте упомянуть о воспитательницах, которые заботятся о детишках. Вы можете поиграть дома в детский сад с любимыми игрушками – так малышу будет проще понять, как там все устроено. Пусть он попробует себя в роли воспитательницы: покормит «детишек», поиграет с ними, уложит спать. За неделю или несколько дней до первого посещения пройдитесь по маршруту от дома до садика, посмотрите его территорию, по договоренности с воспитателем можно погулять по дворику вместе с группой.

Придумываем ритуал прощания. Малышам, которые привыкли постоянно находиться рядом с родителями, бывает первое время сложно оставаться без мамы или папы. Такие дети тяжело переживают разлуку даже на несколько часов. Облегчить расставание часто помогает ритуал прощания. Придумать его несложно: обнимите и поцелуйте ребенка, помашите ему ручкой. Можно добавить и что-то особенное, например воздушный поцелуй или нежное поглаживание по ручке. Отработайте ритуал заранее: попробуйте хотя бы ненадолго оставлять малыша с бабушкой или другим близким родственником.

Развиваем навыки самообслуживания. Подготовка ребенка к детскому саду должна включать и развитие самостоятельности в простейших бытовых вопросах. Если ребенок будет проситься на горшок, сам справляться с надеванием сандалий и мытьем рук, то он будет чувствовать себя в группе более уверенно по сравнению со сверстниками, которым постоянно нужна помощь воспитателя. Начните приучать ребенка к горшку, если он еще не умеет проситься в туалет, и не ругайте его за «промахи» – на первых порах без них не обойтись. За столом дайте малышу ложку и вилку и покажите, как правильно пользоваться ими. Этот навык очень пригодится, ведь в детском саду воспитатели не всегда успевают докормить плохо кушающих малышей, тем более что время завтрака, обеда и полдника ограниченно. Учите ребенка также самостоятельно собираться на прогулку. Объясните, как правильно надевать футболку, колготки, кофточку, обувь. Не торопитесь помогать: пусть малыш потренируется справляться сам, даже если на первых порах это займет много времени.

Корректируем режим дня. Начните готовить ребенка к тому, что в детском саду нужно соблюдать общий для всех распорядок. Заранее узнайте, каким будет режим, и постарайтесь подстроиться под него, чтобы у малыша было время привыкнуть к новому расписанию в комфортных домашних условиях. Это помогает избежать стрессов в дальнейшем, ведь, например, если ребенок никогда не спал днем, в садике его будет очень сложно уложить. Почти во всех государственных детских садах распорядок одинаковый. В 7:45–8:00 начинается утренняя гимнастика, после нее дети завтракают. С 9:00 до 10:00 они занимаются рисованием, лепкой, музыкой или другими видами познавательной активности, затем выходят на получасовую прогулку. Обедают малыши в 12:00–12:30, а спят обычно с 13:00 до 15:00. После пробуждения дети получают уплотненный полдник. С 17:00 до 19:00 малыши играют в группе, а при хорошей погоде гуляют второй раз. Ориентируясь на такой режим, Вы можете выстроить распорядок дня дошкольника. Особенно важно, чтобы ребенок привык есть в одно и то же время. Важно приучать малыша к тихому часу после обеда. Если ему трудно заснуть, предложите хотя бы спокойно полежать в кровати, в детском саду такой компромиссный вариант тоже допускается (главное, чтобы малыш не мешал отдыхать другим деткам).

Учим малыша общаться с другими детьми. В процессе адаптации очень важно, чтобы у ребенка сложились доброжелательные отношения со сверстниками. Малышу нужно уметь вести себя так, чтобы быть принятым в игру. Он должен почувствовать себя полноценным членом коллектива. Заранее подумайте над тем, как подготовить ребенка к социальному взаимодействию. Малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он не стесняется знакомиться с другими детьми, умеет попросить понравившуюся игрушку, может следовать общим для всех правилам. Конечно, эти навыки формируются не за один день. Чтобы приобрести их, малышу нужно постоянно взаимодействовать со сверстниками. Тут в помощь придут и группы раннего развития, и детские площадки, и игровые зоны в торговых центрах. Можно ходить с ребенком в гости к друзьям, у которых тоже есть дети. Поддерживайте инициативу малыша в общении и учите его, как знакомиться, приглашать других в игру, договариваться о правилах, меняться игрушками. Все эти навыки очень пригодятся в детском саду и помогут избежать конфликтных ситуаций.

Подбираем гардероб для садика. Когда ребенок еще совсем мал, родители часто не задумываются о том, сможет ли он сам справиться с многочисленными застежками, пуговицами, завязочками, тугими молниями. Но нужно учитывать, что в детском саду собираться на прогулку, раздеваться перед сном и одеваться после пробуждения ему придется самому с минимальной помощью воспитателя, ведь детей в группе много. На этапе подготовки продумайте все мелочи: купите несколько комплектов одежды для садика. Пусть это будут удобные и практичные вещи, которые легко снимаются и надеваются. Обувь также должна просто застегиваться и, конечно, соответствовать размеру, чтобы малышу было комфортно ходить в ней весь день. Запасной комплект одежды удобно оставлять в шкафчике, он может понадобиться, если ребенок случайно испачкается и ему нужно будет переодеться.

Укрепляем иммунитет. В детском саду организм ребенка сталкивается со множеством новых вирусов, вот почему малыши на первых порах начинают часто болеть. Разновидностей респираторных инфекций очень много, и возбудители легко передаются в коллективе. Хорошая новость состоит в том, что каждая болезнь способствует естественному формированию иммунитета. Но у одних детей вирусная инфекция протекает легко, а у других вызывает осложнения: бронхит, отит, пневмонию и т. д. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Если у ребенка изначально крепкий иммунитет, шансы заболеть тяжело и надолго уменьшаются. Именно поэтому стоит заранее заняться закаливанием и общим оздоровлением. Одевайте малыша по погоде, поддерживайте в квартире комфортную температуру (20–22 °С) и не запрещайте ему дома ходить босиком. Не кутайте его, сразу раздевайте, если он жалуется, что ему жарко. Не стоит бояться сквозняков. Постарайтесь гулять каждый день и как можно больше времени проводить с ребенком на улице. Приучайте его умываться прохладной водой. Если есть возможность, запишите малыша в бассейн.

Первый день в саду: что делать родителям

Приводим ребенка в детский сад. Итак, Вы в первый раз оставляете малыша в группе. Постарайтесь сохранять спокойствие сами: Ваше волнение легко передастся ребенку. Не торопите его – дождитесь, пока малыш снимет одежду (при необходимости помогите ему), покажите ему личный шкафчик, уберите вместе с ним туда вещи. Пройдите в группу, познакомьте его с воспитателями. Не уходите сразу, подождите, пока малыш немного освоится. В некоторых детских садах в первый день родителям можно провести несколько часов в группе вместе с ребенком. Но если воспитатель просит Вас уйти, отнеситесь с пониманием – некоторым малышам проще освоиться в коллективе, когда мамы нет рядом.

Правильно прощаемся. Когда Вы будете готовы уйти, обязательно попрощайтесь с малышом. Не исчезайте внезапно – это может сильно напугать ребенка, и в дальнейшем он будет тяжело переживать расставание. Вспомните Ваш ритуал прощания. Обнимите и поцелуйте малыша, обязательно скажите, когда вернетесь за ним. После этого уверенно уходите. Даже если ребенок расплакался, не стоит сильно задерживаться. В первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы успокоить малыша. У него впереди столько дел: помыть руки, позаниматься с педагогами, собраться на прогулку – на слезы часто просто не остается времени. Многие дети перестают плакать уже через 10–15 минут после ухода мамы или папы, хотя возможны и исключения – все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Забираем малыша из детского сада. Будьте верны своему слову – заберите ребенка именно в то время, в которое Вы обещали прийти за ним. В первый день особенно важно не опаздывать. Встречайте малыша с улыбкой, обязательно расспросите его, чем он занимался. Остаток дня проведите с ребенком: можно вместе готовить еду, всей семьей поужинать, поиграть, почитать на ночь. Пусть вечер проходит в привычном для малыша режиме, а родители уделяют ему максимум внимания. Ребенок должен убедиться, что с началом посещения детского сада отношения в семье не изменились – его все так же любят.

Как может проходить адаптация

В детском саду. Первые дни и недели в садике малыш привыкает к новой обстановке, воспитателям, другим детишкам, режиму дня. Процесс адаптации может проходить очень по-разному. Одни детки сразу же плачут при расставании, но с каждым днем прощаются все легче и легче, быстрее успокаиваются. Другие с первого дня радостно бегут в группу, но спустя неделю внезапно начинают цепляться за маму и плакать. Это отложенная адаптация. Некоторые малыши ищут контакта с воспитателем, который заменяет им близкого взрослого, другим больше нравится играть со сверстниками. Бывает и так, что ребенок замыкается в себе, не идет на контакт или весь день находится в подавленном состоянии. Такое возможно при сложной адаптации, о которой мы поговорим ниже.

Дома. Когда ребенок только начинает ходить в детский сад, многие родители замечают изменения в его поведении. Послушный малыш может вдруг стать неуправляемым и капризным, начать драться, плакать из-за каждой мелочи. Дело здесь не в дурном влиянии сверстников, а все в той же адаптации. В саду малыш вынужден следовать общим правилам, а в комфортной домашней обстановке он расслабляется, дает выход накопившимся за день негативным эмоциям. Отсюда и приступы злости, и беспричинные, по мнению родителей, истерики. У некоторых малышей также наступает небольшой откат в развитии. Задача мамы и папы – отнестись с пониманием, как можно меньше ругать ребенка за плохое поведение, уменьшить количество запретов. Обычно через 1–2 месяца эмоциональное состояние малыша нормализуется. Однако сроки адаптации индивидуальны: кто-то привыкает к садику за пару недель, другим понадобится полгода или даже больше.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Поговорите с воспитателями. Заранее предупредите их обо всех особенностях Вашего ребенка. Например, сразу скажите, что он терпеть не может манную кашу и не нужно заставлять его есть это блюдо. Пусть воспитатели знают, что Ваш малыш бывает шумным или, наоборот, очень скромным или стеснительным. Расскажите, что он любит больше всего: петь и танцевать, слушать сказки, помогать взрослым или играть в подвижные игры. Обязательно сообщите воспитателю и медсестре, которая есть в каждом детскому саду, о наличии у ребенка аллергии или хронических заболеваний. Если малыш еще неуверенно просится на горшок или его нужно обязательно отводить в туалет до и после сна, также скажите об этом. Информация от родителей поможет воспитателям найти правильный подход к ребенку и избежать множества проблем в период привыкания к новой обстановке.

Увеличивайте время пребывания постепенно. С первого же дня оставлять ребенка до самого вечера в группе нежелательно, это может усложнить адаптацию. Вначале достаточно нескольких часов: начните с полутора-двух и постепенно увеличивайте время пребывания. Как вариант, в первые дни можно приводить ребенка только на прогулку, потом оставлять его в группе до обеда. Когда малыш немного освоится, начните приходить в садик пораньше – к завтраку или сразу после него. Первое время забирайте малыша до дневного сна. Через несколько недель, если адаптация идет успешно, можно оставить ребенка на тихий час. Только обязательно заранее предупреждайте малыша, что придете за ним позже обычного. Через несколько месяцев обычно большинство детей спокойно остаются в группе на целый день. То, как Вы будете увеличивать время пребывания, будет зависеть и от семейных обстоятельств, и от индивидуальных особенностей ребенка. Если он привыкает с трудом и у Вас есть возможность забирать его пораньше, воспользуйтесь ею.

Следите за настроением и самочувствием малыша. С первого дня обращайте внимание на физическое и эмоциональное состояние ребенка, когда забираете его из детского сада. Поинтересуйтесь у воспитателей, как малыш сегодня себя вел, все ли было в порядке. Поговорите с самим ребенком, спросите, какие занятия ему понравились, что подавали на обед, подружился ли он с кем-нибудь из деток. Вы можете узнать много полезного, просто общаясь с малышом и внимательно слушая его рассказы: что ему нравится и не нравится в детском саду, корректно ли ведут себя воспитатели по отношению к детям и многое другое.

Посещайте детский сад без перерывов. В период адаптации важно, чтобы новый график стал для ребенка привычным, поэтому постарайтесь не пропускать сад без особой причины. Конечно, в случае болезни, если малыш плохо себя чувствует, а не просто капризничает, необходимо остаться дома. Иногда родители устраивают ребенку выходной среди недели. Для некоторых детей это приемлемый вариант, но во многих случаях это не позволяет настроиться на новый график. Оптимально – ходить все 5 дней в неделю, но забирать ребенка пораньше, насколько позволяют возможности.

Ограничьте нагрузку на нервную систему. Провести целый день в группе среди шумящих ребятишек нелегко и взрослому, что же говорить о малыше в период адаптации. Чтобы компенсировать нагрузку на нервную систему, создайте дома спокойную обстановку, строго соблюдайте режим. Пока ребенок привыкает к детскому саду, желательно ограничить просмотр мультиков, вечером избегать излишней активности, в будни воздержаться от посещения многолюдных мероприятий (поход в цирк или зоопарк подождет до выходного). Постарайтесь проводить больше времени за чтением книг и спокойными играми.

Проводите больше времени с ребенком в выходные. Всю рабочую неделю малыш подолгу находится в саду, поэтому суббота и воскресенье должны стать семейными днями. В период адаптации проводите выходные с ребенком, а не отправляйте его к бабушке или дедушке. Заранее вместе стройте планы и придумывайте, чем будете заниматься эти два дня. Можно сходить в парк и покататься на аттракционах, поехать на природу, посетить кафе. Главное, чтобы рядом были любящие мама и папа. Делайте вместе все дела по дому, старайтесь чаще целовать и обнимать малыша: телесный контакт помогает снять накопившееся напряжение.

Посещайте утренники и другие мероприятия. Приходите в детский сад на праздники, чтобы посмотреть, как Ваш ребенок выступает вместе с другими детьми. Пусть малыш знает, что Вы им гордитесь. Посещение мероприятий в детском саду позволяет ребенку почувствовать, что родителям по-настоящему интересно, как идут у него дела вне дома. Это очень важно и во время адаптации, и в дальнейшем.

Поддерживайте контакт с воспитателями. Постарайтесь быть максимально тактичными, вежливыми и приветливыми с педагогами. Ребенок будет ориентироваться на Вас и усвоит такую же модель поведения. Не критикуйте воспитателей в присутствии малыша. Всегда предупреждайте педагогов о предстоящем пропуске дня по семейным обстоятельствам или из-за болезни. Заранее говорите, когда планируете забирать малыша раньше или позже, чем обычно. Если у ребенка проблемы с адаптацией или конфликты в группе, не стесняйтесь обратиться за помощью к воспитателю и попросите его уделить чуть больше внимания Вашему малышу.

Сложная адаптация: как помочь ребенку

Не все дети легко и быстро привыкают к детскому саду. Родители, чьи малыши каждое утро не хотят собираться в садик и при расставании плачут, часто не знают, какую стратегию поведения выбрать. Несколько советов могут помочь в случае сложной адаптации. Если эти простые методы не сработают, оптимальное решение – проконсультироваться с психологом.

• Если ребенок очень привязан к маме и тяжело переживает расставание с ней, пусть в детский сад его отводит папа, бабушка или другой родственник.
• Если малыш сильно переживает, когда родителей нет рядом, дайте ему с собой в группу небольшую вещь, которая будет напоминать о Вас. Это может быть носовой платок с ароматом маминых духов, маленькая фотография или что-то еще.
• Если малыш сильно скучает по дому, позвольте ему взять в группу несколько игрушек, только не самых любимых и важных, ведь в садике их можно забыть или потерять, а это еще один повод для расстройства. Привычные вещи помогут создать в группе более комфортную обстановку для ребенка.
• Если ребенок с трудом засыпает во время тихого часа, дайте ему с собой мягкую игрушку, с которой он привык спать дома. Договоритесь с воспитателем: пусть он разрешит малышу просто спокойно полежать в кроватке, если никак не получается заснуть.
• Если ребенок уже с утра капризничает и не хочет идти в садик, попробуйте замотивировать его. Может быть, в шкафчике его ждет любимая машинка или кукла, скучают красивые сандалики или чешки для физкультуры? Пообещайте малышу что-то интересное, когда Вы его заберете, например долгую прогулку. Но в этом случае важно не разочаровать ребенка и исполнить обещанное.
• Если малыш никак не может адаптироваться в коллективе, поиграйте дома в детский сад. Пусть ребенок с помощью игрушек воспроизведет обычные ситуации: прогулку, обед, укладывание спать. Игра помогает родителям узнать больше о происходящем в саду, а самому малышу позволит отпустить негативные эмоции.
• Если прошло уже несколько недель, а ребенок безутешно плачет при расставании и при встрече вечером, подавлен в течение дня, стоит подумать над смягчением режима. Можно позже приходить в детский сад или пораньше забирать оттуда малыша.
Как бы ни проходила адаптация, не забывайте хвалить ребенка за все успехи. Он сегодня впервые не расплакался при расставании? Обязательно скажите, что Вы очень гордитесь им. Постоянно подчеркивайте, что малыш пошел в детский сад и стал взрослым и самостоятельным, хвалите его при друзьях и родственниках.

Как понять, что адаптация прошла успешно

Нормализация эмоционального состояния ребенка – основной признак того, что адаптация прошла успешно. Не ждите, что малыш обязательно полюбит садик и каждое утро будет с радостью собираться туда. Достаточно отсутствия слез при расставании и сильной грусти в течение дня. Важно, чтобы ребенок принял необходимость посещения детского сада. По мере взросления малыш будет становиться все более и более самостоятельным, у него появятся друзья в группе. И в один прекрасный день он с радостью убежит играть с ними, вместо того чтобы цепляться за маму или папу в раздевалке.

Подготовил: педагог- психолог Евгения Владимировна Гончарова