Игры для детей в адаптационный период

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.

Игра «Пришел Петрушка».

Материал: игрушка Петрушка, погремушка.

Взрослый приносит погремушку, рассматривает ее с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушкой, радуются.

Выдувание мыльных пузырей.

Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит  ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).

Игра «Солнышко и дождик»

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Взрослый говорит :«На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По  сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Игра «Солнечные зайчики».

 Материал: маленькое зеркальце.

Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков  и говорит при этом:

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

По сигналу «Лови зайчика» дети пытаются его поймать.

«Забава с увеличительным стеклом».

Материал: Увеличительное стекло.

На прогулке взрослый дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно привлекает внимание малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли, нет ли там насекомых. Игра развивает наблюдательность.

«Под зонтом».

Материал: Яркий зонт.

Взрослый показывает детям яркий зонт и говорит : «Ой, кажется, дождик капает. (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее бегите ко мне под зонт! Вот как хорошо. Все спрятались под зонт… Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь под зонтик. Игра повторяется несколько раз, важно создать радостное, веселое настроение у детей.

«Мы топаем ногами».

Взрослый вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

Мы крутимся кругом.

Через некоторое время взрослый говорит: «Стой!». Все останавливаются. Игра повторяется.

«Огуречик – огуречик…»

Взрослый (ловишка) находится на одном конце площадки, а дети – на другом. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Взрослый говорит:

Огуречик – огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет.

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а взрослый их догоняет.

«Покружимся»…

Материал: два игрушечных мишки.

Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится в ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

«Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!»

«Прогулки по очертаниям разных фигур».

С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д.  Взрослый  показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Он берет малыша за руку. Идет вместе с ним и поет на любой мотив: «мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля …мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем взрослый пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру…

Игра способствует развитию представлений о предметах.

«Прятки».

Материал: дудочка.

Взрослый просит ребенка спрятаться. Ребенок прячется. Взрослый ходит по комнате и «не может» найти ребенка. При этом он поет:

Я по комнате хожу,

Сына я не нахожу.

Ну куда же мне идти,где сыночка мне найти?

Надр дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Все услышат , прибегут

И со мной плясать пойдут!

Взрослый достает дудочку и играет. Ребенок выбегает и они вместе танцуют.

Игра «Хоровод».

Взрослый держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривя:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы докружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

«Делаем коллаж».

Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями воспитателя, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

Книжка – гармошка «Гусеница».

В такой книжке-гармошке можно разместить любые фотографии, рисунки, а можно изобразить на каждой странице по одной операции последовательности одевания или раздевания ребенка. Такую книжку также можно класть в кармашек ребенка, когда он идет в детский сад.

Детям очень нравятся книжки, контуры страниц которых вырезаны в форме какого-либо животного, домика, любого знакомого ребенку предмета.

Для сенсорного развития детей при оформлении книжки можно использовать различные материалы: кусочки ткани, нитки, поролон и др. Например, если на картинке изображена девочка в домике, то к страничке можно приклеить покрывальце на кровать из бархатной бумаги, занавески из шелковой ткани, коврик из наждачной бумаги или приклеенных одна на другую спичек, волосы девочки «нарисовать» из пряжи или поролона, глаза – из пуговиц и т.д.

«Вместе весело шагать … из детского сада»

Забирая ребенка из детского учреждения, поинтересуйтесь, как он провел день, чем занимался, что ел,  с кем играл и в какие игры. Расскажите, что вы скучали без своего сыночка (дочки) и целый день думали о нем. Вы дадите понять ребенку, что интересуетесь его делами, радуетесь каждому достижению и огорчаетесь при неудаче. Докажите, что вы – самый лучший друг для Вашего малыша и бесконечно любите его.