Роль прослушивания музыкальных произведений для речевого развития дошкольников
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает современное психическое развитие ребенка.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года- до 1тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь ребенку овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
На третьем году жизни речь становится доминирующей линией развития. Важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, наречия.
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка.
Использование музыки активизирует эмоционально-образное восприятие и расширяет речевые возможности ребенка.
У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало — звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение и речь-это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код — азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.
Музыка и музыкально-художественная деятельность-это то, что дети любят больше всего. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность к музыке, возможно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их. Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело-грустно» Л.Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных.
Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое и счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.
Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, у ребенка неважное настроение, разговаривать не хочет и тогда взрослый предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его настроению. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.
Содержание музыкального произведения — это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.
По мотивам программного произведения « Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования. В результате происходит планомерное развитие у ребенка монологической речи. Детям хочется высказаться о том, что « шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится, он собирает себе в дорогу цветочный нектар. Шмель как будто чего-то боится… его хочет съесть птица… Но у него есть друзья, к которым он летел в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика. Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар». Именно такую историю рассказала моя воспитанница Настя после прослушивания музыкального произведения.
Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи — темпом, ритмом и тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который « откроет детские уста», вызовет естественное желание ребенка поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Вот некоторые принципы, понимание которых позволит педагогам и родителям интересно и эффективно использовать музыку для развития речи детей.
Музыкальный репертуар должен соответствовать критериям:
-эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
-богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
-инструментальные произведения;
— особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения.
— наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
-наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
-наличие многократной повторяемости мелодии ( в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
-длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности послушать его повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);
-художественность и выразительность музыкального произведения профессиональным исполнителем
-качественность аудиозаписи музыкального произведения.
1. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.
2. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности),а именно:
-Привлечения детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
— Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
— Закрепление представлений о прослушанной музыки в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
-Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности ( например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем)
Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года. Практика показала, что регулярное проведение таких занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Консультацию подготовила музыкальный руководитель д\с №132 Фахрутдинова Наталья Ивановна