Как научить ребенка управлять своим поведением?
Простые правила
Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности и избавит вас от чтения бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:
- правило должно быть конкретным;
- каждое правило лучше повторять по нескольку раз;
- правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
- повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;
- формулировка правила домена быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»);
- обосновывайте для ребенка применение правила;
- если ребенок испытывает правило на прочность, провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и твердыми в выполнении правила;
- взрослые сами должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.
Игры для развития самоконтроля
Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.
Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок.
Прыгают как мячики —
Прыг, прыг, скок.
Взрослый читает потешку и показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик «устает, прячется в норку и засыпает».
Игра «Волшебное зеркало»
Цели: отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребенка,- развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять движение взрослого.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.
Игра «Ласковые лапки»
Цели: снять напряжение, мышечные зажимы; снизить агрессивность; развивать чувственное восприятие; гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.
Взрослый подбирает несколько (6 — 7) мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ее ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой «зверек», т. е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.