РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

(по книге Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко «Практикум по креативной терапии»)

1) Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
2) Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро
3) «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы
4) Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек,  кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка
5) Обвести  свою ладошку в песке карандашом
6) Выложить контур обведенной ладошки фасолью
7) «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец мизинчиками. Далее можно группировать 8) пальцы по два, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы»
9) «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола
10) Найти  «секретик»  в песке. Можно предварительно загадать загадку, а отгадка и будет «секретиком» — «Мы песочек разгребаем . И секретик вынимаем»
11) Нарисуй отгадку на загадку. Для этого задания нужно подобрать загадки на которые отгадкой будет простой рисунок-контур
12) «Цветная мозаика»- выложить на песке заданный узор или по желанию (из цветных крышечек, крашеных камешков, ракушек, старого цветного конструктора  и др.)
13) «Какой песок» — ребенок с завязанными глазами кладет ладошки на песок и тактильно пытается определить – песок мокрый или сухой; теплый или холодный, мягкий  и др.
14) «Что ты чувствуешь?» — ребенок с завязанными глазами кладет ладони на песок или пересыпает его между пальцев, а потом говорит о своих впечатлениях, чувствах, о том, что он представил и т.д.

Игры с буквами

1) Слепить букву из мокрого песка (сгребая песок ребрами ладоней)
2) Преврати букву «Л» в букву «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я»
3) Напиши слово на песке сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку
4) Игра «Мой город» — выставить на песочное поле фигурки в названии которых есть заданный взрослым звук и построить город используя эти фигурки. Затем можно составить рассказ об этом городе и его жителях
5) Написать на песке букву своего имени, свое имя полностью

Развитие моторики

1) «Продолжи узор» — взрослый начинает, а ребенок продолжает рисовать заданный узор
2) Второй вариант этой игры когда ребенок по карточке с узором рисует в песочнице такой же – «Дорожка», «Рельсы-шпалы» и др.
3) «Рисунки со стихами» — взрослый  читает стихотворение, а ребенок рисует
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
4) «Волшебное превращение» — взрослый  рисует на песке фигуру (круг, квадрат, треугольник или пятно), а ребенок отгадывает на что это похоже и дорисовывает

Игры-экспериментирование

1) рассматривание песчинок через лупу (разной формы, разного размера – это крохотные  камушки)
2) сравнение сухого и мокрого песка (сыплется-не сыплется; разный по цвету; из одного можно лепить, а из другого нельзя; на каком песке можно оставить следы )

Необходимое оборудование для песочной терапии

  1. Ящик, коробка  или лоток для песка размером  40 Х 40 – размер может варьироваться. Ящик может быть деревянным,  лоток пластмассовый, картонную коробку можно покрасить (чтобы дети могли пользоваться не только сухим, но и мокрым песком).
  2. Вместо песка иногда используют  мелкий пескогравий или манку.
  3. Внутренняя поверхность ящика может быть покрашена в голубой, зеленый или другой цвет, а может быть и сразу несколько цветов. Тогда при рисовании будут появляться цветные рисунки.
  4. Чистый, сухой  просеянный, обработанный песок. Еще один вариант – песочница с зеркальной поверхностью (совершенно иной эффект при рисовании)
  5. Материал для рисования на песке – палочка с заостренным концом, «цветные карандаши» (ненастоящие), маленькие грабельки для рисования полосок и др.
  6. Материал для выкладывания мозаики – крышечки, пробочки, ракушки, цветные крашеные камешки
  7. Коллекция миниатюрных фигурок: людей; сказочных персонажей (добрых и злых), животных (домашних, диких, доисторических, морских и т.д.); построек ; транспорта; растений
  8. Природный материал: ракушки, веточки, камни, шишки; галька с нарисованными на ней объектами, передающими то или иное эмоциональное состояние
  9. Игрушки-сюрпризы, заводные, музыкальные
  10. Палочки (счетные или др.)

Основные принципы игр на песке

  1. Создание комфортной стимулирующей среды. Для этого включается соответствующая  музыка; подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; инструкции формулируются в сказочной форме; исключается негативная оценка действий детей, идей, результатов; поощряется фантазия и творческий подход.
  2. «Оживление» абстрактных символов. Использование этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.