Учёные по-разному рассматривают готовность ребенка к школе. Было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. В чём же причина? Дело в том, что нужно учитывать и психологическую готовность к обучению.
1.Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) да, с удовольствием;
б) посещает по необходимости, но ему там не нравится;
в) нет.
2.Как ведет себя ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) предлагает ребятам поиграть в свою любимую игру;
б) присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся;
в) играет в одиночестве или сидит около взрослых.
3.Если вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:
а) даст сдачи;
б) пожалуется взрослым;
в) будет терпеть и никому ничего не скажет.
4.Как ребенок реагирует на критические замечания?
а) старается исправиться;
б) никак не реагирует;
в) делает «назло».
5.Когда вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) рассуждает вслух и пытается догадаться;
б) честно признается, что не знает.Задает этот же вопрос вам и внимательно слушает ответ;
в) начинает кривляться и переводит тему.
6.Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:
а) легко вступает в разговор;
б) односложно отвечает на вопросы;
в) молчит и прячется за родителей.
7.Разговаривая, ребенок:
а) спокойно излагает свои мысли;
б) много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой;
в) часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по нескольку раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
8.Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:
а) терпеливо ждет, пока вы договорите;
б) постоянно вмешивается в разговор взрослых;
в) начинает ныть и капризничать.
9.Если вы даете ребенку поручение, которое ему не нравится (например, убрать игрушки) , он:
а) старается побыстрее убрать;
б) долго ноет, но все- таки убирает;
в) убирает только с вашей помощью.
10.При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор) ребенок:
а) сидит до тех пор , пока не соберет;
б) просит вас помочь;
в) если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Результаты теста
За каждый ответ
«а поставьте 3 балла, «б» — 1 балл , «в» — 0 баллов.
От 30 до 20 баллов. Психологическая готовность – 100 %. Психологически ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях , адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения . Изменение распорядка дня , повышенная ответственность , новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому , даже если он недостаточно хорошо умеет читать и писать , не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает ).А если ребенок уже давно освоил программу первого класса , психологическая зрелость позволит ему наилучшим образом проявить свои способности .
От 20 до 10 баллов Психологическая готовность – 50 % . Ваш ребенок находится на промежуточной стадии достижения психологической готовности к школе .В этом случае при принятии решения решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости . Если ребенок легко проходит все тесты и решает вступительные задачки , то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года .
Но, принимая решение отдать малыша в школу ,будьте готовы к тому , что вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете .Кроме того , изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом.