Как укрепить связь ребенок-родитель. Или что такое привязанность.

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления. Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

в возрасте от 0 жо 1 года 

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • кормление на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
  • От 1 до 3 лет
  • Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий:
  • -возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
  • -разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
  • -дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
  • -поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
  • -мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
  • -дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
  • -посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
  • -стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
  • -собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
  • -прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
  • -придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
  • -передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
  • -использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
  • -вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
  • от 3 до 4 лет
  • Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
  • -разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • -выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • -если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • -занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • -научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • -устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • -валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • -играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • -совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • -качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
  • от 4 до 5 лет
  • Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
  • -проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
  • -одевайте ребенка, если он просит этого;
  • -кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
  • -смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
  • -придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
  • -одобряйте друзей ребенка;
  • -разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
  •     от 5 до 7 лет
  • К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
  • — распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
  • -рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
  • рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
  • звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
  • обнимайтесь всей семьей.
  •      от 7 до 10 лет
  •     Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
  • — доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
  • не забывайте обнимать при любом удобном случае;
  • разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
  • читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.
  •  Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликам.
  • Источник https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/9917-shest-urovney-privyazannosti-kak-ukrepit-svyaz-rebenok-roditel.html