Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления. Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
в возрасте от 0 жо 1 года
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- кормление на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
- От 1 до 3 лет
- Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий:
- -возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- -разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- -дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- -поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- -мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- -дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- -посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- -стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- -собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- -прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- -придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- -передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- -использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- -вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
- от 3 до 4 лет
- Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- -разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- -выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
- -если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- -занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- -научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- -устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- -валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- -играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
- -совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- -качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
- от 4 до 5 лет
- Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- -проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- -одевайте ребенка, если он просит этого;
- -кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
- -смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- -придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- -одобряйте друзей ребенка;
- -разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
- от 5 до 7 лет
- К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
- — распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
- -рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
- —рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
- —звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
- —обнимайтесь всей семьей.
- от 7 до 10 лет
- Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
- — доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
- —не забывайте обнимать при любом удобном случае;
- —разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
- —читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.
- Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликам.
- Источник https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/9917-shest-urovney-privyazannosti-kak-ukrepit-svyaz-rebenok-roditel.html