Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Какое значение имеет уголок природы?·
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.·
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.·
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).·
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Содержание уголка природы
Первая младшая группа.
Сезонные растительные объекты
- яркие, крупные овощи и фрукты (муляжи);
- шишки (сосна, ель) и др.
Временные объекты
Осень:
а)букеты осенних цветов вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:
а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:
а) букеты цветов в вазах;
Простейшие календари природы — картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные)
Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.
Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
сосуды для воды;
- песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
- различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- зеркальца для игр с солнечным зайчиком.
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
- «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
- сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
- «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).
Содержание уголка природы
Младшая группа.
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.
Временные объекты
Осень:
а)букеты осенних цветов вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:
а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:
а) букеты цветов в вазах;
Простейшие календари природы — картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».
Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.
Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- сосуды для воды;
- песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
- различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- зеркальца для игр с солнечным зайчиком.
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
- «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
- сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
- «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).
Содержание уголка природы
Средняя группа.
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.
Временные объекты
Осень:
а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:
а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:
а) букеты цветов в вазах;
Календарь природы из четырёх блоков:
1. Картина сезона, модели года и суток.
- Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
- Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
- Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).
Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).
Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.
Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
песок разного цвета;
- сосуды для воды;
- песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
- материал для изготовления цветного льда;
- материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов);
- материал для игр с мыльной пеной;
- поролон цветной;
- пенопласт;
- различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- предметы для игр с тенью;
- зеркальца для игр с солнечным зайчиком.
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
лупы;
- «волшебные очки» — цветные «стёклышки» из пластмассы;
- «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
- сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
- игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;
- «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);
- «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами — мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.
«шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).
Различные игры — вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.
Содержание уголка природы
Старшая группа.
Сезонные растительные объекты:
— зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).
Временные объекты
Осень:
а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала;
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
в) Экибаны, поделки детей.
Весна:
а) ветки деревье и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)
Лето:
г) букеты цветов в вазах;
Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:
- Картина сезона
- Календарь с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)
- Наглядно — схематическая модель наблюдений за птицами.
- Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).
Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.
Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.
Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тот же, что и в младшей группе (основа подбора — интерес, уровень знаний детей).
- земля и глина разного цвета и качества;
- мел;
- оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;
- для игр с мыльной водой и пеной;
- для игр со светом;
- краски;
- погремушки;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета);
- крахмал;
- мука и т.д.
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
лупы;
- песочные часы;
- весы;
- компас;
- разные термометры, в том числе и тактильные;
- «волшебные очки» — цветные «стёклышки» из пластмассы;
- «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
- сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
- игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;
- «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);
- «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.
Содержание уголка природы
Подготовительная группа.
Сезонные растительные объекты:
— зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; материалы на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.); посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина, авокадо, хурмы, айвы);
— растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец, декоративная капуста).
Временные объекты
Осень:
а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала;
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
в) Экибаны, поделки детей.
Весна:
а) ветки деревье и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)
Лето:
г) букеты цветов в вазах;
Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.
Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)
Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.
Наглядный иллюстративный материал: репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.
Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, разделочные доски, поилки, лейки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корма для птиц, животных.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
(ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ)
разнообразные доступные приборы;
- разные лупы;
- микроскоп;
- различные часы;
- весы;
- термометры;
- фонарики;
- цветные очки;
- бинокли;
- линзы;
- магниты;
- резина;
- гибкий пластик;
- более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе):
- разная пластмасса;
- стружки;
- опилки различных пород дерева;
- безопасные красители;
- безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);
Муляжи овощей и фруктов.